Что такое медитация. Притча Ошо
Трое приятелей отправились на утреннюю прогулку. Они увидели буддийского монаха, стоявшего на холме, и от нечего делать стали обсуждать, чем он занимается.
Один сказал: «Насколько я отсюда вижу, он кого-то ждет. Может его друг отстал, и он его дожидается».
Второй возразил: «Глядя на него, я не могу с тобой согласиться, потому что когда кто-нибудь ждет отставшего друга, время от времени он оглядывается, чтобы посмотреть, пришел он или нет и сколько нужно еще ждать. А этот человек не оглядывается — он просто стоит. Не думаю, что он кого-то ожидает. Мне кажется, что у этих буддийских монахов есть коровы».
В Японии монахи держат корову ради молока для утреннего чая, иначе рано утром придется ходить и просить чашку чая как подаяние. А дзэнские монахи пьют чай, по крайней мере, пять-шесть раз в день: это почти что духовная практика, потому что чай придаёт бодрости, бдительности, осознанности. Поэтому в монастыре и держат корову.
Он сказал: «Мне кажется, что его корова потерялась, наверно, ушла куда-нибудь пощипать травку, а он просто её ищет».
Третий приятель сказал: «Я не согласен тому что, когда кто-нибудь ищет корову, он не стоит, как истукан. Он ходит туда-сюда и смотрит вокруг. А этот даже голову не повернет. Да что голову, у него даже глаза полуприкрыты».
Они подошли к монаху уже настолько близко, что могли видеть его достаточно отчётливо.
Тогда третий человек сказал: «Похоже, вы не правы. Я думаю, что он медитирует. Но как мы решим, кто из нас прав?»
«Нет проблем. Мы уже близко к нему подошли. Подойдем и спросим».
Первый человек спросил монаха: «Вы ожидаете отставшего друга?»
Буддийский монах открыл глаза и произнес: «Ожидаю? Я никогда ничего не ожидаю. Ожидание чего бы то ни было противоречит моей вере».
«Бог с ним, с этим ожиданием! Просто скажите мне — вы кого-нибудь ждете?»
«Моя религия учит, что нельзя быть уверенным даже в следующей секунде. Как я могу ждать? Где время на то, чтобы ждать? Я не жду».
«Ладно, не ожидаете, не ждете — просто скажите мне, от вас отстал друг?»
«Опять вы за своё. В этом мире у меня нет ни друзей, ни врагов — потому что все они неразделимы. Нельзя отделить одних от других. Разве вы не видите, что я буддийский монах? У меня нет друзей, у меня нет врагов. Так что, пожалуйста, не беспокойте меня и идите своей дорогой».
Второй приятель подумал: «Теперь есть надежда, что я прав». Он сказал: «Именно это я ему и говорил: „Ты несешь чушь! Он не ожидает и не ждет — он буддийский монах, у него нет ни друзей, ни врагов“. Вы правы. Мне кажется, что потерялась ваша корова».
Монах ответил: «Вы еще глупее, чем первый. Моя корова? Буддийский монах ничем не владеет. А зачем мне искать чужую корову? У меня нет никакой коровы».
Второй приятель очень смутился и не знал, что и сказать.
Третий тогда подумал: «Теперь остаётся только то, что я сказал». Он произнес: «Я вижу, что вы медитируете».
Монах ответил: «Чепуха! Медитация — это не действие. Нельзя медитировать. Медитацией можно только быть. Скажу вам честно, ребята, чтобы не морочить вам головы — я просто ничего не делаю. Стою и ничего не делаю — есть возражения?»
Они ответили: «Нет, возражений нет, просто в этом нет никакого смысла — стоять и ничего не делать».
«Но в этом как раз-таки и состоит медитация: сидеть и ничего не делать — ни телом, ни умом».
А дальше Ошо поясняет: «Как только вы начинаете что-нибудь делать, вы тут же впадаете либо в созерцание, либо в концентрацию, либо в действие, но при этом вы удаляетесь от центра. Когда вы совсем ничего не делаете — ни физически, ни ментально, ни на каком другом уровне — когда вся деятельность прекращается, и вы просто есть — просто бытие. Это и есть медитация. Вы не можете ею заниматься, не можете её практиковать, её необходимо просто понять.
Как только у вас появится время для того чтобы просто быть, отбрасывайте всё делание. Мышление — это тоже делание, концентрация — это тоже деланье, созерцание — это тоже деланье. Даже если всего одну минуту вы ничего не делаете и просто находитесь в своём центре в полном расслаблении — это медитация.
И как только вы научитесь этому, вы сможете оставаться в этом состоянии, сколько захотите; в конце концов, вы сможете пребывать в нем круглосуточно.
Как только вы узнаете, каким образом ваша сущность может оставаться безмятежной, тогда постепенно вы сможете совершать какие-то действия, осознавая при этом, что ваша сущность остаётся невозмутимой. Это вторая часть медитации. Сначала научитесь просто быть. А затем совершать небольшие действия: мыть пол, принимать душ, оставаясь при этом центрированным. Затем можно совершать сложные действия. Например, разговаривать с людьми.
То есть, медитация не против действия, она не говорит: «Убегайте от жизни». Она просто учит вас новому образу жизни. Вы становитесь центром циклона. Ваша жизнь продолжается, но становится гораздо интенсивнее — в ней появляется больше радости, больше ясности, больше проницательности, больше творчества — тем не менее, вы сохраняете отрешенность, вы просто наблюдатель на вершине холма, видящий всё, что происходит вокруг. Вы не делатель, вы — наблюдатель.
В этом и состоит весь секрет медитации — вы становитесь наблюдателем. Деланье продолжается на своём собственном уровне, это не проблема. Можно делать любые большие и маленькие дела. Не разрешается только одного: нельзя терять своей центрированности. Осознанность и внимание должны оставаться абсолютно ясными, не затуманенными.
Медитация — очень простое явление. Концентрация — очень сложна, потому что все время приходится себя принуждать, это большое напряжение. Созерцание чуть проще, потому что есть чуть больше пространства для движения ума. Ум — бродяга. Он блуждает от мысли к мысли, странствует. В концентрации он в тюрьме. В созерцании он на прогулке в тюремном дворе. Медитация же имеет в своём распоряжении все пространство.
Медитация — это навык. Не развивая его, вы упускаете так много, невообразимо много.
Поиграйте с этой идеей ничегонеделанья. И однажды вы будете удивлены тому, что случится в процессе игры. Потому что это часть вашей природы. Никто не знает, когда этот момент произойдет, никто не может дать гарантий. Но если все условия соблюдены, это непременно рано или поздно случится. У вас есть этот момент, почему бы им не воспользоваться?
Если медитация не происходит, не надо огорчаться, ничего страшного. Нет никакой надежды, потому что это создаст в уме цель и напряжение, ум ухватится за неё, будет ждать и искать, что не так и тем самым упустит.
Думайте так: «Просто не в этот раз. Может в следующий». Все зависит от того, насколько вы пусты и игривы. Давайте ей шанс, продолжайте давать шанс.
В любой момент, когда почувствуете себя расслабленным, играйте с идеей медитации: просто будьте ничем не занятыми и центрированными в себе".